Минимизация дебиторской задолженность

 

Дебиторская задолженность - не исполненное в срок контрагентом-должником обязательство о выплате денежных средств в пользу кредитора в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору.

В случае образования дебиторской задолженности в связи с неисполнением обязательства контрагенту предъявляется претензия в порядке, предусмотренном законом или договором.

Цель предъявления претензиисформировать у контрагента убежденность в том, что его действия не соответствуют условиям договора и невыгодны для него, принимая при этом меры досудебного разбирательства.

Предъявление контрагенту претензии не исключает возможности и необходимости принятия иных мер, направленных на склонение должника к погашению дебиторской задолженности, таких как направление писем, телеграмм, составление актов сверок и т.д.

При подготовке претензии изучаются следующие сведения и документы:

  • документы, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документы, подтверждающие ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);
  • реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);
  • расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
  • письма по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
  • иные документы, имеющие отношение к неисполнению контрагентом обязательства.

Претензия должна содержать следующие данные:

  • наименование контрагента;
  • обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;
  • указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;
  • расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;
  • срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию;
  • информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств, обращение в суд и т.д.);
  • дата и регистрационный номер претензии;
  • подпись уполномоченного лица.

Претензия направляется контрагенту заказным письмом (иным способом, позволяющим доказать факт направления претензии).

В случае если контрагент не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в претензии срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

Претензии целесообразно предъявлять всем контрагентам-должникам без исключения, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора.

В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга, способы защиты интересов кредитора корректируются.

При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности профильное подразделение организации-кредитора должно  оказывать помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.

После выдачи судом исполнительного листа о взыскании с контрагента просроченной дебиторской задолженности проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается информации о банковских счетах и имуществе контрагента;
  • исполнительные листы направляются в банки, обслуживающие счета контрагента;
  • организуется взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа;
  • рассматривается возможность обращения с заявлением в суд о признании должника несостоятельным (банкротом).